пятница, 20 апреля 2018 г.

"Все мечтали о кружевном белье из ГДР". Советская продавщица о дефицитной косметике и штрафах

Талоны, очереди, дефицит — первое, что приходит в голову, когда заходит разговор о советской торговле. Но многие с теплотой вспоминают советские времена. Цены на продукты не менялись годами. А «урвать» обновку доставляло такую радость, которую вряд ли кто-то испытывает от покупки в настоящее время. Как работалось за прилавком советского магазина?

Категория и зарплата

В начале 1970-х годов, когда я окончила школу, в нашем районе еще нельзя было получить профобразование по специальности «продавец». Нужно было отучиться в областном торговом училище или отработать учеником продавца, которому после обучения присваивали категорию младшего продавца с окладом 62 рубля. На эту сумму можно было купить, например, 30 кг мяса. Зарплата продавца составляла 64 рубля, старшего продавца — 70 рублей. При выполнении плана продаж можно было получить ощутимые 40% премиальных.

 

Когда я получила высшее образование, меня сразу перевели в товароведы, а потом назначили заведующей крупным промтоварным магазином с окладом 120 рублей. Через несколько лет, вступив в должность заместителя директора городского торга, я получала 145 рублей. В торговой сфере зарплаты всегда были невысокими, но был доступ к дефицитным товарам.

 

Отечественные товары

Первые магазины промтоваров в нашем городе торговали тканями, трикотажем, хозтоварами, обувью, в том числе школьной формой, цена на нее зависела от размера — до 10 рублей.

 

Прошло время, прежде чем отечественные предприятия стали производить товар в более широком ассортименте. Еще в начале 1970-х брестская и витебская фабрики выпускали забавный предмет женского гардероба — чулки с поясом. Представьте себе колготки, но без шва между бедрами. «Нормальные» колготки можно было купить только импортного производства.

 

Но белорусское белье всегда отличалось неплохим качеством. Фабрика в Солигорске считалась одной из лучших в СССР. Ценилась и продукция Минской фабрики корсетных изделий. Хотя, конечно, все мечтали о красивом белом кружевном белье из ГДР. Цена на такой бюстгальтер достигала 10 рублей.

 

Обувь белорусского производства отличалась стойкостью, но не всегда красотой. Например, про обувь гродненской фабрики, которая производила в основном мужские и «мальчуковые» модели, мы шутили, что ею можно убить врага.

 

Барановичская фабрика начала делать довольно элегантные и удобные женские туфли на каблучках в 1980-х. Покупатели сразу оценили обувь и минского «Луча», и известных сегодня «Сивельги» и «Белвеста», и белорусско-немецкого производства «Отико», образованного в начале 1990-х.

 

До начала 1970-х дамских сумочек практически не было, пока в продаже не появились изделия Минской кожгалантерейной фабрики. До этого женщин можно было увидеть разве что с хозяйственными сумками. Но кожаные изделия по-прежнему оставались редкостью, и стоили они около 50 рублей.

 

Хорошие мужские пальто и костюмы шила Витебская швейная фабрика «Знамя индустриализации», женские — фабрика им. Крупской, ныне «Элема».

 

Моду диктует «наличие»

 

В моде было то, что лежало на прилавках магазина. Очередь за редкими товарами занимали еще с вечера. Утром приходишь на работу, а под дверью магазина уже толпа. Чаще в очереди стояли женщины, а самая «мужская» очередь на моей памяти выстроилась перед 8 Марта за первыми искусственными цветами.

 

Лучшую косметику, обувь, одежду, бытовую технику не покупали, а «доставали» через знакомых. Тогда и появилось выражение «из-под прилавка».

 

В конце 1960-х годов «доставали» болоньевые плащи из синтетической прорезиненной ткани без подкладки. Прорезиненный слой быстро стирался, и плащ приходил в негодность, но это был писк моды. В начале 1970-х в продаже появились кримплены — синтетические ткани, эластиковые джемперы с длинным или коротким рукавом с ажурным рисунком. Сейчас бы такая синтетика вряд ли пользовались спросом, но тогда модницы мечтали об эластиковых кофточках, которых приходило на городской торг штук 10.

 

Признаком достатка, как и сейчас, считалась шуба. Правда, тогда свободно можно было купить шубу из искусственного меха не лучшего качества. Детские шубы из овчины привозили единицами.

 

Пару раз поступали к нам и дубленки. Как-то мы уговорили коллегу купить финскую дубленку стоимостью 850 рублей в кредит под 2% на 1 год. Требовалась только справка с работы, и оплата по кредиту высчитывалась работодателем из зарплаты и перечислялась в магазин.

 

Драгоценности можно было купить лишь в специализированном магазине в райцентре. Но если дорогие изделия с бриллиантами лежали на прилавках подолгу, то более доступные вещи скупали очень быстро, а некоторые даже перепродавали. Даже обручальные кольца продавались только по справкам из загса.

 

Импорт в продаже

 

В советское время возможность обзавестись обновкой давало умение шить и вязать. Но не всегда можно было купить даже ткань, которая в основном шла на швейные фабрики. Появление в продаже в 1970-х импортных мохеровых ниток вызвало бум вязаных шапок, которые начесывали перед выходом из дома.

 

Очень ценилась обувь из Польши, Чехословакии, Венгрии, Югославии, в конце 70-х — из Финляндии. В 1980-е годы из ГДР везли кожаную обувь фирмы «Саламандра». В основном это были мужские туфли, женские и мужские сапоги. Но, как и сегодня, женщины мечтали об итальянской обуви на высоком каблуке. Импортные сапоги можно было купить за 120 рублей при зарплате рабочего 300 рублей.

 

Что касается косметики, то на городской торг могли привезти 3 пудры и один флакон духов. Французская косметика «Ланком» поступала в продажу через Сирию, с которой поддерживал дружеские отношения СССР. Например, духи «Мажи нуар» стоили 40 рублей, «Клима» — 25 рублей, тушь — 7 рублей. Из Польши везли косметику «Миракулюм» и легендарную «Пани Валевску». Флакон польских духов «Быть может» стоил 1,20 рубля, при этом был большим дефицитом.

 

Контроль и наказание

Контролировала торговлю Госторгинспекция, но тогда зафиксировать обсчет можно было только при «контрольной покупке». Когда я была еще ученицей продавца, на торг выделили несколько кассовых аппаратов, работающих в ручном режиме и через сеть. Но мало кто из продавцов умел ими пользоваться. Так и пылились на складе.

 

Главный грех работника торговли — припрятывание, за которое Госторгинспекция могла наказать выговором, лишением премии, штрафом или увольнением. И мне довелось платить такой штраф за припрятанные джинсы, когда они только начали поступать в 80-х. Их продажей распоряжался директор торга. А первые «Вранглеры» стоили около 100 рублей, на рынке — до 200 рублей.

 

По талонам

 

В Советском Союзе продовольствие было дешевым, а вот на технику и другие промтовары приходилось копить, а потом стоять в очереди годами. Например, чтобы купить «жигули»-«копейку» за 5600 рублей, нужно было становиться в очередь на месте работы, куда они и выделялись.

 

Перед развалом СССР продукты первой необходимости продавали по талонам. Определенное количество пар носков, обуви, пачек сигарет, бутылок водки, кусков мыла и т.д. было гарантировано советским гражданам государством. Талоны выдавались на месте работы. Рабочий контроль городских предприятий проверял магазины на предмет соответствия количества талонов количеству проданных товаров.

 

В то время у людей были сбережения, а чтобы деньги не пропали, граждане скупали и «доставали» любые товары: мотоциклы, бытовую технику, холодильники… Долларов мы тогда и в глаза не видели. Только при выезде за границу можно было разменять 150 рублей на сувениры.

 

Но все равно те времена многие вспоминают с ностальгией. Сахар казался слаще, хлеб — натуральнее, масло — жирнее… Мы — были моложе.

Читать полностью:  https://news.tut.by/culture/589757.html?crnd=28579

Комментариев нет:

Отправить комментарий